АЛЕКСАНДР ШУХАТОВИЧ начальник авторемонтной службы транспортной компании KLavto - По статистике, собранной нашим техническим отделом, сцепление на автобусах Yutong ZK 6118 HGA с двигателем Cummins ISLe 290-30 выхаживает в среднем около 60-70 тысяч километров. То, в какую сторону будет отклонение, зависит не в последнюю очередь от человеческого фактора. У опытного шофера узел служит дольше. Также на ресурс узла влияют и условия эксплуатации машины. А московские пробки делают этот режим особенно жестким. Замечу, что с каждой партией качество автобусов, и в том числе сцеплений, растет. Так, на последних машинах узлы прошли уже по 75-85 тыс км.
На замену сцепления уходит около восьми часов - рабочая смена. Работу проводят двое мастеров. Из специального инструмента и приспособлений требуется таль, которой опускается/поднимается коробка передач, оправки для центрирования ведомого диска сцепления. Вот, пожалуй, и все. Остальной инструмент универсальный. При замене сцепления особое внимание уделяем состоянию маховика, сальника коленчатого вала, вилки выключения сцепления. Диагностика производится визуально. На маховике не должно быть следов перегрева металла (сизый цвет), поперечных трещин, вызванных усталостью металла и, конечно же, продольных канавок, которые образуются в результате трения фрикционных накладок. При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков маховик заменяется новым. Для этого мы на складе держим запас маховиков. Не будь его, машина зависала бы на СТО более суток, что отразилось бы на коэффициенте готовности парка. Также при осмотре деталей внимание уделяется наличию выработки на шлицах первичного вала коробки перемены передач. Если таковая обнаружена, то производится ремонт КПП с заменой изношенных деталей. При замене сцепления мы меняем все детали: «корзину», ведомый диск, муфту, опорный подшипник. Как показала практика, данная мера позволяет гарантировать наработку нового узла в привычных для нас пределах (от 60000 км). Экономить, заменяя только изношенные детали, нерентабельно. Маховик отхаживает минимум 150-200 тыс. км. Примерно такой же ресурс у сальника коленчатого вала. Для замены маховика и сальника требуется примерно один час.